О Наталье Васильевне Бардиной из газетной хроники:
Наталья Бардина работает гримером-постижером в театре 40 лет. В
нашем городе больше нет людей столь редкой профессии. А даже если бы и
были, то вряд ли им удалось бы сравняться с Натальей Васильевной в
профессионализме и трудовом опыте. В должности же
художника-гримера Бардина работает с 1985 года.
Театр появился в
жизни Натальи Васильевны, когда она была еще совсем маленькой. Но прежде
она никогда не думала, что свяжет с ним свою жизнь. Помнит, как
смотрела сказку “Красная Шапочка” в деревянном летнем театре в саду
имени Луначарского (ныне - парк “Гномик”). Здание нынешней драмы еще
только возводилось. А когда двадцатилетней девушкой Наталья Бардина
пришла сюда устраиваться, это уже был театр, работавший на полную мощь.
Труппа набралась немаленькая, спектакли ставились часто. И рабочие руки
тоже оказались нелишними. Бардиной предложили должность осветителя. Она и
сейчас помнит многое из тех лет, когда еще живы были режиссеры Ривман и
Трубай.
- Александр Авраамович все хотел вытащить меня на сцену,
когда ему требовалась определенная фактура, - вспоминает Наталья
Васильевна.- Но я всегда отказывалась. А то, глядишь, и актрисой бы
стала! - Шутит Наталья Васильевна. Уж слишком она непубличный человек
для того, чтобы играть на сцене. Тогда ее главным персонажем был свет, с
помощью которого Бардина создавала различные иллюзии - падающего снега,
полыхающих языков пламени, пушистых облаков и т. п. А когда Александру
Ривману понадобился эффект “голубого экрана”, Наталья Васильевна тут же
придумала, как это сделать. В нужный момент она быстро-быстро двигала
руками перед прожектором. Создавалось полное впечатление, что на сцене
работает телевизор.
Когда Наталья Васильевна перешла на должность
гримера, пришлось многому учиться. Для этого она стажировалась в Самаре и
Москве. Всегда ей помогала советом профессионал в своем деле, старейший
сотрудник театра Анна Павлова. Под ее руководством Бардина освоила
основы тамбуровки, самого трудоемкого способа изготовления постижерных
изделий - париков, накладок, усов, бород. При этом волосы крепятся к
основе с помощью специального крючка. А можно сделать парик с помощью
трессов - сплетенных или сшитых прядей. Это тоже непростой процесс.
-
Но мне эта работа не казалась ни сложной, ни тягостной, - говорит
Наталья Васильевна. - Наверное, это мое призвание. Однажды заразилась
театром и, как оказалось, навсегда...
Гримерный цех - это своего рода
часть истории театра. Все здесь, начиная с мебели, погружает в
воспоминания о былом. Китайский сундук из Харбина - это хранилище
разнообразных париков. Громоздкий кухонный комод с выезжающей
разделочной доской тоже полон тайн прошлого. Что интересно, парики и
шиньоны за всю историю театра выбрасывались очень редко. Наталья
Васильевна бережет даже свалявшиеся от носки изделия. Мало ли, вдруг
понадобятся? Она помнит, в каких спектаклях использовались все парики.
Любовно расчесывает их, моет шампунем. Словом, все - как с настоящими
волосами. Впрочем, почему “как”?
- У нас есть парики из конского и
буйволиного волоса, - демонстрирует их Наталья Васильевна. - Есть и
синтетические изделия, но с натуральными им, конечно, не сравниться.
Срок службы у настоящих волос несравненно дольше, но все зависит и от
занятости в спектаклях.
Помимо создания прически сценический образ
дополняется гримом. Сколько актеров уже прошло через руки Натальи
Васильевны! Ей довелось работать с известными в то время мастерами сцены
- Любовью Скляревской, Александром Стрепетовым, Сергеем Белым,
Августиной Чичковой. Приходилось ей гримировать и Валентину Талызину,
Алексея Гуськова... Остальные имена так и остались неназванными. Наталья
Васильевна не хочет кичиться знакомством со знаменитыми актерами...
Коробочки
с гримом на первый взгляд напоминают обычную акварель. Яркие краски
смешиваются между собой, позволяя получить любой цвет. Палитра тона кожи
состоит из трех оттенков. С помощью самого темного из них можно
“нарисовать” ветхого старика, а светлым - освежить лицо. Кстати, от
грима, вопреки расхожему мнению, кожа не устает. Натуральные компоненты в
составе и вазелин, предварительно нанесенный на лицо, - вот маленький
секрет этого.
- Грим мы заказываем в Москве на целый сезон, -
рассказывает Наталья Васильевна. - Стоит он недешево, но зато хорошего
качества. А клей для бород и усов хранится у меня еще с советских
времен. Он даже не испортился. Там ведь в составе смола и спирт.
Все
это бесчисленное множество баночек, коробочек, тюбиков, стоящих у
большого зеркала, беспрекословно подчиняется Наталье Васильевне. Тон
ложится ровно, волосы завиваются тугими спиралями, глаза начинают
загадочно сверкать. И все - благодаря ее золотым рукам. Кстати, именно
так называется номинация, в которой в 2011 году Наталья Бардина получила
театральную премию “Золотой кипятильник”.Но это далеко не единственная ее награда. Дома и в личном деле хранятся бесчисленное количество грамот, дипломов и благодарственных писем за добросовестный труд и многолетнюю преданность театру и любимому делу.
Елена Осипова
"Волжские вести"